Если в выходные вы планируете опоздать на метро и ловить машину, то напоминаем, что с 1 июля вступила в силу статья закона о такси, запрещающая перевозки людей водителям без лицензий. «Бумага» прокатилась по городу автостопом, чтобы проверить, насколько добросовестно соблюдается новый запрет и исчезли ли с улиц нелегальные таксисты.
Иллюстрация: Екатерина Касьянова / «Бумага»
— Конкурировать в такой ситуации невозможно: получается, тот, кто привёл в порядок машину, платит налоги, делает всё официально, выживает, а тот, кто делает это неофициально, над ним посмеивается и продолжает зарабатывать деньги, которые не облагаются налогами, — объясняет президент Российско-Американской академии бизнеса такси Глеб Тихомиров. — И более того, такие люди оказывают услугу сомнительного качества. В глубинке это просто бич, потому что пьяные подвозят. Тихомиров согласен, что «попутки» обладают двумя явными преимуществами: они дешевле (за счёт налогов, лицензии увеличивается и цена за такси) и быстрее. Правда, много и полулегальных служб: по словам президента Академии бизнеса такси, в Петербурге до сих пор около 90 процентов таксистов работает без всех необходимых документов, включающих в том числе техосмотр и медосмотр.Маршрут 1: Разъезжая улица — ст. м. «Гостиный двор»
В начале «проверки» машину ловлю в центре города. Тут и сотрудников ДПС побольше и, как кажется, к правилам отношение более ответственное. Действительно, попутка останавливается не первая — третья. Водитель говорит с лёгким, почти незаметным акцентом. Интеллигентный человек лет сорока с лишним, улыбается. Когда подъезжаем к Фонтанке, оказывается, что переехать её нам не удастся: набережная перекрыта, по ней бегут люди — марафон «Белые ночи». — Я вот думаю, если ты занимаешься спортом, так и занимайся им дома или где-то ещё — как все. А вот эти пробежки — зачем? Никакого смысла нет, — с иронией начинает водитель. — Ну, это что-то вроде праздника. Да и внимание к спорту привлечь, — пытаюсь найти разумное объяснение таким городским событиям. — Праздник! А у нас их разве мало? Ра-бо-тать надо! — с улыбкой поучает водитель. — Я ездил в Китай как-то — так там в год ты можешь взять 10-15 дней отпуска, чтобы куда-то съездить, родных повидать. А у нас одни праздники. — Вы так подрабатываете только по выходным? — пользуясь возможностью развернуть свою тему, спрашиваю я. — Да нет, вообще-то у меня есть нормальная работа, зарплата приличная, тысяч 40-45 — хватает! Но один сын, студент, сейчас третий курс закончил. Второй — поступает в этом году. Деньги на всё нужны. Поэтому иногда и так приходится подрабатывать. В конце концов, это даже удобно. Пока едешь до основной работы, подкинул кого-то — заработал ещё чуть-чуть. Мелочь, а приятно. — Я не жалуюсь, меня всё устраивает, — тем временем дружелюбно продолжает водитель. — Денег — их и миллионерам не хватает. А я к этому отношусь философски: семья, дети есть, крыша над головой есть, холодильник полный. А остальное… Вылезая из машины, на всякий случай предупреждаю, что так больше подвозить нельзя и надо быть осторожнее. — Да я же редко… Но спасибо! — смеётся в ответ водитель.Маршрут 2: Суворовский проспект — ст. м. «Пр. Большевиков»
Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»
— Да, слышал я про этот закон. Но чтобы открыть ИП (индивидуальное предпринимательство) надо заплатить 43 тысячи, а где их взять? Трое детей, жена, работы нет, — рассказывает мне следующий водитель.
Вообще-то он немного лукавит: оформить ИП стоит порядка четырёх тысяч. Плюс ещё лицензия, необходимые для ИП документы и выписки, техосмотр — в сумме, возможно, выйдет порядка 10 тысяч. Только налог придётся платить постоянно.
— А в городе нерусских больше, чем русских, и они готовы за сто рублей хоть в Магадан отвезти, — продолжает человек за рулём. — Я тоже не то чтобы заламываю цены — всегда можно договориться с пассажиром. Но иногда аж смешно бывает: притормозили меня у Новочеркасской, попросили до Техноложки. Я говорю: «Сколько?» — «Сто рублей». Я говорю: «До свидания». Еду дальше, тормозят: «До Техноложки». Даже интересно стало! Я: «Сколько?» — «Сто пятьдесят». Говорю: «До свидания». А они ловят так, потому что знают, что их сейчас отвезут за сто рублей.
«Иностранные граждане», как политкорректно выражается мой собеседник, вообще вызывают у него не самые приятные эмоции. И не из-за какого-то культурно-национального непонимания, а просто потому, что занимают, с его точки зрения, слишком много рабочих мест. Он даже готов был бы купить лицензию, если бы был уверен, что те, кто подвозит за копейки, исчезнут с дорог. А иначе не окупится.
— Я сегодня катаюсь с трёх часов дня (на часах 19:30) — вы у меня вторая, — вздыхает водитель.
Когда я интересуюсь, почему он «бомбит», спокойно отвечает, что когда-то работал на производстве, сейчас работу потерял, недавно ещё институт закончил, но новое место пока так и не нашёл.
— Ну, скажем, у меня мама живёт в Оренбурге, — рассказывает водитель. — Высшее образование, учительница, работает на двух работах — в детском саду и сторожем. Сторожем она зарабатывает четыре тысячи, учителем — семь. На эти деньги вообще можно прожить?! Там добывали нефть, газ, совхоз был большой, а сейчас нет ничего, и молодёжь — либо алкоголики, либо наркоманы, либо за 25 рублей с одного конца в другой возят…
Водитель-оренбуржец при этом признаёт: законы нужны, и ужесточать их иногда тоже нужно, но всё надо делать разумно. Например, хотят запретить парковаться в центре Москвы. С одной стороны, иногда действительно не проехать по улице из-за припаркованных машин, а с другой — как и где можно будет оставить автомобиль, пока непонятно.
— А тут ещё ты подвёз — твою машину на штрафстоянку, арестовали — и нормально. Дети голодные — делайте, что хотите, это ваши сложности! Потом доказывай, что ты не верблюд, что у тебя дома холодильник пустой. И детей не интересует, заработал ты денег или не заработал, — ты поесть им дай!
Маршрут 3: Технологический институт — Новочеркасская/Лиговский проспект

