Социолог и режиссер Дмитрий Омельченко рассказал на Science Slam, как научную статью превратить в увлекательный фильм. В Центре молодежных исследований он занимается видеопроектами и уже снял документальные ленты об анархистах и прокремлевских движениях.
Что представляет собой современная молодежь, почему анархисты не вызывают симпатии и как документальное кино может помочь государству — в интервью Дмитрия на «Бумаге».
Выступление на Science Slam
Об образовании
Я жил в Ульяновске, там же учился в государственном университете и окончил аспирантуру по социологии. Я совмещал учебу с научно-исследовательскими проектами в социологическом центре и работой в рекламном агентстве. И тогда появилась идея делать визуальные репрезентации данных. Мне было неинтересно заниматься ни социальной рекламой, ни тем более комерческой, поэтому я с головой погрузился в документальное кино. Уехал учиться на режиссера в Лос-Анджелес, а потом вернулся в Питер, где уже полтора года вплотную работаю над видеопроектами для Центра молодежных исследований ВШЭ. Первые любительские документальные фильмы я начал создавать довольно давно, когда мне было около 22 лет. Мы сделали истории о воркутинских скинхедах, сочинских наркотических практиках и о всей субкульурной сцене Петербурга. Мы занимались включенными исследованиями, когда необходимо погрузиться в поле на долгое время: например, к скинхедам в Воркуту мы отправляли исследователя на полгода. Он жил вместе с ними и изучал все их практики, а потом приезжали мы и начинали съемки фильма.О молодежи
И в Ульяновске, и в Петербурге я работал в центрах, которые занимаются исследованием молодежи. Конечно, большую долю исследований мы посвящаем так называемой обычной молодежи. Но чаще всего мы работаем с пограничными маргинальными группами — они интересны, поскольку отношение общества к ним неоднозначное. Существует проблематизация молодежи благодаря именно субкультурным группам. И из-за них вся молодежь считается потенциально опасной для среднестатистического человека. Наша цель — развенчать этот миф, показать, что в этом нет проблемы.Если человек что-то делает, у него есть на это причины, а нам важно их услышать и донести до окружающих и власти. И если они сделают правильные выводы — наша работа выполнена.
О видеопроекте
Темы для фильмов выбираем не мы, а заказчик. В рамках международного проекта мы сняли фильмы про анархистов и прокремлевские движения. До этого мы снимали скинхедов в Воркуте. Для себя я понял, что мне не близки крайние позиции, да и центристские тоже. Я могу как поспорить с любой из них, так и отстоять в каких-то моментах обе. Я слушаю, что мне говорят, иногда даже интересно поспорить для киношного эффекта, но выводов каких-то мне не удалось извлечь.Пожалуй, я сформулировал для себя одну мысль, как бы убого она ни звучала: молодежь очень разная, но она очень одинаковая.
О финансировании исследований
Финансируется проект на средства грантов — как российских, так и зарубежных. Это не очень высокая зарплата, даже по меркам Питера. Мне 30 лет, все мои сверстники получают в два раза больше, чем я. Расстраивает ли меня это? Нет, ни капельки. Я могу пойти и снять какой-нибудь коммерческий клип или небольшой рекламный ролик, для меня это вообще не проблема. Я получу за это 5-6 тысяч рублей в качестве бонуса к основной зарплате, и мне этого вполне хватит. У меня не очень высокие потребности — мне не нужна дорогая машина, не нужно, чтобы по дорогим часам другие люди определяли мое положение в обществе. Зато я занимаюсь тем, что мне нравится.О целях проекта
Для ученого важно думать, что когда-нибудь его работа дойдет до масс. Всегда есть маленькая надежда, и главное, чтобы она оставалась. Сначала нужно завоевать себе имя, и если постепенно, пусть даже очень медленно, будет расти число зрителей, которые будут доверять тебе и тому, что ты показываешь, это будет уже хорошо. Я радуюсь, например, тысяче просмотров — тысяча человек увидели то, что сделал я. Однако выйти на тех, кому это интересно, очень сложный и длительный процесс.Фильмы, которые мы создаем, это не социологическое исследование, это некий трейлер. Если людям хотя бы немного интересна тема, то они посмотрят фильм и обратят внимания на более глубокие исследования. И это уже успех.
Фильм Straight Age: Anarchists


Читайте также:
- Психолог Александр Одайник — о том, почему мы повторяем свои ошибки
- Программист Артур Ханов — о том, как распознать вредоносные программы
- Биолог Григорий Пожванов — о том, как растения ориентируются в пространстве